Thursday 25 August 2016

Изучая места съёмок фильма "Начало" ("Inception") в Париже - Часть 1 - Улица Бошю.


English version.


Привет!
А вот и я. В сердце Парижа, гуляя по реальным локациям, засветившимися в мозговыносящем фильме под названием "Inception" ("Начало" в российском прокате). Фильм 2010 года, реж. Кристофер Нолан.

Я была в отпуске и мысли были далеки от композитинга, визуальных спецэффектов и всяком таком прочем, но профессиональный интерес vfx-супервайзера на площадке породил сильное желание разобрать на винтики не мало сцен из одного из моих любимых фильмов.

Конечной целью моей экспедиции была задача вообразить как мог выглядеть съёмочный материал, а потом сравнить что в итоге попало в фильм "нетронутым", а что переросло в компьютерную графику. Я не пыталась обнаружить способы создания той компьютерной графики потому, что меня больше интересует работа на площадке, чем бесконечные часы за монитором с магией в руках.

Я искала зацепки, позволившие команде сделать съёмочный материал пригодным для создания таких сложных эффектов. Ведь важно правильно подготовиться и снять всё так, как надо. Ни одна vfx-компания не возьмётся за графику к фильму, если он не отвечает их техническим стандартам.

Я изучала сцены покадрово, торчала в Google Maps, обсуждала догадки с коллегами, но этого всё равно было не достаточно. Вывод напрашивался простой: надо ехать на место и смотреть живьём. Получилось!

Обращаю ваше внимание, что эта статья не является инструкцией по тому как протоптать там туристические тропы. Уважайте тишину и покой местных жителей и соблюдайте приличествующую тишину, если поедете туда. Эти улицы являются для них таким же домом как вас ваши кварталы. Эта статья - всего лишь рассказ о моих личных наблюдениях и предположениях в целях самообразования в мире кинематографа. Также я предполагаю, что вы, уважаемые читатели, смотрели фильм и не боитесь подхватить сюжетных или визуальных спойлеров о нём.

Давайте расширим границы одного хорошо известного сна...

Постер к фильму.



Заварите чаёк. Это чтение не на 5 минут. Как вы возможно помните, парижские сцены сключают в себя кадры про мастерскую команды Кобба, про особенную логику сна и пару уроков обмену сном. Я имею ввиду сцены, где Артур подходит к двери мастерской, где Кобб обучает основным возможностям в общем сне, и где Ариадна воссоздаёт места из памяти.

Есть одна сцена, которую я не посещала, - Кобб входит в университет. Экстерьер и вправду был снят в Париже, но интерьеры снимали в Лондоне, поэтому я к своему стыду решила, что и экстерьер тоже британский, а добавить массовку французского типажа - задача не сложная. 

Я не знаю сколько времени съёмочная группа готовилась и снимала в Париже, но съёмки очевидно заняли несколько  дней. Естественный свет варьируется от утра к вечеру, но не слишком стремительно, чтобы создавалось ощущение, будто всё снято за 1 день.

Все натурные съёмки в Париже снимали в реальных местах с реальными адресами, а не во временных декорациях, срок жизни которых - производственная фаза проекта. Это достоинство позволяет за...занудам вроде меня посещать локации спустя много лет.

Огромную помощь в планировании поездки оказал этот старый форум фанатов Нолана:
http://www.nolanfans.com/2009/08/17/images-from-inception-filming-in-paris/

Там десятки фотографий от папараци. Некоторые из них обладают информационной ценностью, как бэкстейдж со смены. Например, фото вызывного листа с планом съёмки трёх сценарных сцен за день.


1. Сцена 63 - Экстерьер. Парижское кафе Debussy. Продолжение диалога и настоящий голливудский бардак после него.
2. Сцена 65 - Экстерьер. Кобб продолжает объяснять логику создателя и участников сна.
3. Сцена 65 - Экстерьер. Ариадна сворачивает мир в замкнутую форму. Они входят в него.

Все три сцены снимались на ушице Бошю и около неё. Я назову это первой зоной. В вызывном же листе это место для удобства обозначили как площадь Жоржа Муло. Это легко запоминающийся памятник с фонтанчиком в середине улицы. Улица находится в 15м районе Парижа, недалеко от Эйфелевой башни.

 (Фото со мной следаны Николя Брунэ)

Прежде чем начать ориентироваться по карте, давайте посмотрим на местность вне его отношения к фильму. Просто как на обычную улицу в необычном городе. Это короткое видео я сняла, переходя с улицы Бошу на улицу Сезара Франка. Ролик пришлось стабилизировать. Извините. Хотя ощущение нереальности полезно в контексте этой темы.


Улица Bochut - коротенькая улочка, запертая между домами близ станции метро Sévres. Улица шокирующе короткая. Всего 200 метров. Это особенно заметно, если выйти на неё с юга, с улицы Barthélémy. Представьте, вы приближаетесь к кварталу, начинаете узнавать фасады домов, мансарды, ожидаете увидеть нечто с далеко уходящей перспективой, а вместо этого натыкаеаетесь на переулок, заканчивающийся типовой многоэтажкой. Белая стенка чуть ближе, чем вы думали. Но здания такой высоты стоят друг к другу достаточно близко, чтобы сразу же заблудиться в трёх соснах. Улица César Franck, пересекающая Bochut, ненамного длиннее - около 180 метров. Одним словом, крошечное место.

Но! Не забывайте, что в Париже почти нет совершенно прямых улиц. Они меняют высоту, направление, даже наклон. Поэтому улица Бошю с одного конца кажется очень короткой, а с другого - очень длинной. Собственно, тот вид на далёкий конец улицы, так эффектно закрученный персонажем Элен Пэйдж, это вид с севера на юг. Но это по-прежнему те же 200 метров. Это реально мало. Например, Дворцовый мост в Питере - 300 метров. Хотя всё ощущается пропорциями. Площадь Парижа в 13 раз меньше площади Санкт-Петербурга, но вы фиг пройдёте Париж от конца до конца, если собираетесь следующий день провести на ногах. Однако, некоторые улицы можно воспринимать как плоские. Вернёмся к Бошю.

Первая сцена в моём списке - диалоговая сцена, в которой Кобб объясняет новому архитектору её задачу и специфику в их деле. Снято на углу улицы Бошю и Франка.

Улица Bochut. Нечётная сторона.

Выложу несколько скриншотов из фильма для лучшей навигации по сюжету.
(Для заинтересованных в авторском праве: Я не извлекаю какой-либо доход из этих картинок.)

"Inception". 2010

Вот... Кафе "Debussy" является вымышленным, но на этом месте сейчас и вправду есть кафе. Наверное его не было в 2009м. Но вы можете заметить интересный факт, сравнивая эти два фото. Париж мне так понравился отчасти из-за динамического освещения. Город покрыт быстрыми кучными облаками, солнечные лучи пробиваются сквозь них, освещая рисующим светом лишь часть зданий. Они могут дать вам совершенно разную композицию в кадре всего за пару секунд, если вы не смените положение и масштаб кадра. Мне в тот час выпал рассеянный свет.

А вот и мои занудские картинки. Я сравнила кадры фильма со своими фотографиями и отметила перемещения камеры на ГуглоКартах. Вот примерные положения камеры для диалоговой сцены. На средних планах снимали  классическую восьмёрку (правило 180 градусов в монтаже диалогов).




По мере длительности сцены камера плавно наезжает на актёров, но мне кажется, что это сделано на посте, в монтажной, для большего ээфекта погружения в суть содержания беседы, чтобы зритель слушал внимательнее. 

Следующае кадры динамичные. они мыли сняты на стэдикам. Я говорю о кадрах прогулок вдоль улиц, которые доминируют в общем монтаже парижских сцен.


Этот кадр: Начало второго общего сна Ариадны. Кобб и Ариадна обсуждают приёмы промышленного шпионажа в подсознании жертвы. Снимали также восьмёркой на улице Сезара Франка, а на фоне вы видите то самое кафе из диалоговых кадров.



Следующий эпизод - самый крутой. Ариадна решает поэкспериментировать с физикой сна. Некоторые люди словили визуальные спойлеры об этом, когда смотрели трейлер. Хорошо, что я не среди них.
Для съёмок этого блока группа переместилась на последнюю улицу, пересекающую Bochut, на улицу Pérignon.


Я сгруппирую все положения камеры в одной картинке. Кадр, где герои переступают из одного гравитационного поля в другое, был снят в хромакейной коробке, а финальный кадр - результат хорошего кеинга и проецирования. Я узнала об этом откуда-то из дополнительных материалов к фильму. Кажется Blu-Ray издание. Уже не помню.

Следующее видео показывает вам часть улицы Перигнон за кадром и тот самый поворот за угол на Бошю.



В этом блоке показаны следующие точки:
- Ариадна сворачивает улицу в куб (угол Bochut и Perignon)
- Герои входят в мир. (Площадь Georges Mulot)
- Герои переступают через 90-градусный порог (снова на углу у кафе "Debussy")
- Герои возобновляют разговор на тему поведения проекций (улица César Franck)


Теперь вы можете сравнить кадры из фильма с фактическим видом улицы и представить сколько труда было вложено в создание этих эффектов. Они смотрятся реалистично даже спустя года. Не каждый известный фильм выдерживает это.


Закончим с этой локацией парой фотографий (фото Галины Яковлевой и Николя Брунэ).




 
 
 
 
 
 


Общая карта точек съёмки в этой зоне.


Как видите, всё организовано компактно и подобное можно снять за день. И было бы реально снять, не будь в кадре задумано столько графики и практических эффектов. так что два дня.

Это всё для первой части статьи. Следующий пост будет про вторую локацию в Париже - мост Bir-Hakeim.